Самые известные картины Третьяковской галереи

Ценители русской живописи не обходят вниманием Третьяковскую галерею. Здесь собрано более 200 000 произведений искусства, которыми восхищается весь мир. Многие из них мы видели ещё в школьных учебниках, но даже не догадывались, какие тайны они хранят. 

Рассказываем о самых известных картинах русских художников, которые представлены в Третьяковке.

«Охотники на привале», В. Г. Перов

Заядлые охотники, пришедшие в Третьяковскую галерею, обязательно заметят «ложный след» ― герои картины неправильно обращаются с оружием, добыча у всех разная, да и обувь совсем не подходящая для прогулки по лесам и болотам. Закрадывается сомнение, что В. Перов не разбирается в теме.

На самом деле художник был отличным охотником и часто ходил на зверя. По задумке его картина ― это анекдот: знающий зритель посмеётся над ней не меньше, чем над неправдоподобными рассказами хвастунов-охотников.

«Грачи прилетели», А. К. Саврасов

На картине изображён обыденный пейзаж средней полосы России, а именно села Молвитино под Костромой. Мы видим почти незаметный намёк на весеннее солнце: полотно пропитано свежим воздухом и светом. Сам живописец называл работу «пейзажем-не пейзажем». Чтобы передать оттенки, А. Саврасов намеренно не покрывал некоторые участки холста краской.

«Неравный брак», В. В. Пукирев

Сюжет произведения был хорошо знаком и понятен людям XIX века: в то время молодых девушек без приданого часто выдавали замуж за состоятельных мужчин в возрасте. В народе картину прозвали «Кощей с невестой». Много вопросов вызывал лишь образ шафера ― мастер нарисовал самого себя. Из-за этого ходили слухи о его личной любовной драме. Позже люди стали шептаться, что картина обладает магическим действием: будущие мужья, глядя не неё, теряют сознание и отменяют свадьбу.

«Богатыри», В. М. Васнецов

Работа над шедевром заняла у автора больше 20 лет. Как только был поставлен последний штрих, картину сразу купил П. М. Третьяков. 

На полотне размером 295х446 сантиметров В. Васнецов представил трёх русских богатырей ― главных героев былин и сказок. Искусствоведы считают, что образ Ильи Муромца был написан с реального человека. Возможно, это тот самый Илья Печёрский, которого православная церковь причислила к лику святых ещё в 1643 году. Для того времени он обладал весьма внушительным ростом ― 180 см.

«Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий

Идеей для сюжета картины послужила история Елизаветы Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за императорскую дочь и претендующую на трон. Её судьба печальна ― женщину заключили в Петропавловскую крепость, где она скончалась от чахотки. 

Публика отзывалась о произведении как о попытке обличить деспотизм государя. Но по повелению Александра II было объявлено, что сюжет взят из книги, не имеющей никакой исторической ценности и истины.

«Алёнушка», В. М. Васнецов

Художник не задумывал изображать главную героиню как сказочного персонажа. Летом 1880 году В. Васнецов побывал в подмосковной деревне Ахтырке, где встретил юную и опечаленную крестьянку, один в один отвечавшую его представлениям об истинно русских девушках. Она и стала натурщицей для будущей картины. 

Живописец не возражал, что портрет ассоциируют со сказкой. Ведь собирательный образ красавицы, который ему удалось передать, находит своё отражение и в русском народном творчестве.

«Боярыня Морозова», В. И. Суриков

За основу Суриков взял сюжет из русской истории: Феодосию Прокопьевну везут в Боровскую тюрьму. Там её хотят посадить в земляную яму и уморить голодом за то, что она осталась на стороне старообрядцев и отказалась принимать новую церковную реформу. Для будущей картины художник сделал почти 30 эскизов и для воплощения каждого образа боярыни искал реальных людей ― на это уходили дни и целые месяцы. 

Полотно размером 304х587 сантиметров было представлено на Пятнадцатой передвижной выставке, где её и купил А. Третьяков. За своё произведение живописец получил 25 000 рублей ― огромная для того времени сумма.

«Утро в сосновом бору», И. И. Шишкин

«Три медведя», «Мишки в лесу» ― как только не называют эту картину. И. Шишкин хорошо разбирался в анатомии животных, но с написанием медвежат ему помогал художник К. Савицкий. Его подпись едва заметна на финальном полотне, а во всех каталогах авторство приписывают только Шишкину. Не исключено, что сам Савицкий скрыл свой росчерк небрежным мазком краски. 

«Иван Грозный убивает своего сына», И. Е. Репин

Судьба картины отмечена печальным фактом. Зимой 1913 года иконописец А. Балашов сделал на полотне три разреза, от которых пострадали лица главных персонажей. Причём удары ножом наносились с такой силой, что сломалась деревянная перекладина подрамника. 

Чтобы восстановить картину, из Эрмитажа срочно вызвали И. И. Васильева и Д. Ф. Богославского. Они «подклеили» старый холст на новый. Реставрацией живописного слоя занимался сам И. Репин.

«Иван-царевич на сером волке», В. М. Васнецов

В основу сюжета легла русская народная сказка про Ивана-царевича и серого волка. Мы видим, как они несутся сквозь лесную чащу, убегая от погони. Царевич тревожно оглядывается назад, крепко обнимая спасённую возлюбленную — Елену Прекрасную. Её образ В. Васнецов срисовал со своей родственницы, Натальи Анатольевны, которую он считал воплощением красоты и женственности.

Сказочная картина вызывает двоякие чувства — тревогу и восторг. Она изобилует мелкими, но тщательно проработанными деталями, начиная с пейзажа и заканчивая одеждой влюблённых и шерсти волка.

«Девочка с персиками», В. А. Серов

Жаркий август 1887 года. Вера, 11-летняя девочка, вбегает со двора в дом, хватает персик и садится за стол. Этот неприметный случай поразил В. Серова, отдыхавшего на даче Мамонтовых. Он предложил девочке позировать, на что она с радостью согласилась. 

На полотне изображена маленькая озорница с растрёпанными волосами и пылающей мочкой уха. Кажется, что она сейчас доест сладкий персик, вскочит и опять помчится на улицу. 

«Кружевница», В. А. Тропинин

Картину часто называют визитной карточкой художника, а самого мастера ― основателем направления «жанровый портрет», где человека изображают за каким-либо занятием. 

Живописное произведение было тепло встречено критиками. Они отмечали гармонию цветовой гаммы и умение автора чётко передать характер и эмоции главной героини. Недоброжелатели тоже были. Главная их претензия состояла в том, что В. Тропинин идеализирует простой труд, а модель вовсе не похожа на простую крестьянку. 

«Демон сидящий», М. А. Врубель

Художник никогда не считал демона чёртом или дьяволом. Он говорил, что демон ― это душа. М. Врубель написал картину, когда ему было всего 34 года. На полотне мы видим одинокого юношу: за огромной физической силой и мощью проглядывается усталость и разочарование. 

Первый «Демон» появился в конце 80-х, но картина не сохранилась. Живописец признавался, что легко уничтожает свои работы, чтобы вдохновиться и воплотить в жизнь новые художественные идеи.

«Не ждали», И. Е. Репин

На полотне изображено внезапное появление революционера, который когда-то был отправлен в ссылку. Художнику позировала практически вся семья ― жена, тёща, дочь. Образ главного персонажа списан с В. Гаршина — русского поэта, писателя и художественного критика. Произведение было представлено на Двенадцатой передвижной выставке. Оно вызвало неоднозначную реакцию. Одни говорили, что это самая важная картина в жизни И. Репина. Другие резко высказывались, критикуя картину и называя её «жалким подобием гениальности». 

Претензии к полотну были даже у самого П. Третьякова, но это не помешало ему приобрести картину для своей коллекции.

«Троица», А. Рублёв

Самая таинственная икона, где нет никакого действия или движения. В полной тишине на невысоких сидалищах ― три ангела. Фигуры не подписаны, но в центральном персонаже можно узнать Иисуса Христа. Этот ангел облачён в платье с клавом ― вертикальной полосой, которая тянется от плеча до самого подола. 

Полотно реставрировали несколько раз: в первой половине XVII века при Михаиле Романове, в конце XVIII века при митрополите Платоне и в середине XIX века — тогда над ней работали не царские, а палехские мастера.

«Купание красного коня», К. П. Петров-Водкин

Картину из Третьяковской галереи с незамысловатым сюжетом нельзя назвать приземлённой. Наоборот, глядя на неё появляется ощущение чего-то космического. У некоторых возникает ассоциация ― Георгий Победоносец как символ несомненной победы добра над злом. В то же время он не слишком похож на деревенского парня: в образе проглядываются черты питерской богемы, далёкой от простого народа. 

Цвет коня не совсем обычный ― здесь художник отразил традиции иконописи, где красный, с одной стороны, выражает жертвенность, а с другой ― величие жизни. 

«Опять двойка», Ф. П. Решетников

По начальному замыслу ученик должен был вернуться домой с пятёркой ― своим произведением живописец хотел рассказать об успехах на экзаменах. Чтобы прочувствовать атмосферу, Ф. Решетников специально посещал уроки. Один педагог, желая продемонстрировать знания учеников, вызвал к доске отличника. Но тот так растерялся в присутствии важного гостя, что не смог правильно решить задачу. 

Художника поразила, какая гамма чувств и эмоций появилась на его лице. Когда дочь Решетникова вернулась из школы с двойкой, у него уже не осталось сомнений, что действие нужно перенести на полотно. 

На роль главного персонажа Ф. Решетников пригласил того самого мальчика. Началась работа. Но когда школьник догадался, что будет изображён двоечником, отказался от «сотрудничества художником.

Оформить онлайн-билет на посещение Третьяковки без очереди можно и на партнёрском сайте. Выберите удобное время и день для визита в календаре на сайте. Стоимость билета такая же, как в кассе галереи: взрослый 500 рублей, детский 250, льготный 300. Электронный билет даёт право на посещение всех 62 залов в здании в Лаврушинском переулке.

Часто задаваемые вопросы

В 1856 году основатель музея П. М. Третьяков, представитель старинного купеческого рода, промышленник и меценат, приобрёл в своё собрание две картины русских художников. Это «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова (1853 год).

«Стычку...» критики приняли хорошо. Они отметили не только то, что она была талантливо написана, но и её необычный сюжет. На полотне изображена сцена поимки нескольких мужчин, пытающихся нелегально, в обход таможни, переправить через реку различные товары. Русские пограничники нагнали их и пытаются остановить. В XIX веке проблема контрабанды стояла достаточно остро, поэтому картина Василия Худякова была актуальной. При строгом соблюдении канонов академической живописи на себя обращает внимание экспрессия в выражении лиц и движениях героев, которые изображены на полотне.

Очень быстро произведение стало известно на всю страну. Павел Третьяков захотел увидеть её и приобрести в свою коллекцию. Для этого он специально поехал в Санкт-Петербург, где познакомился с художником. Впоследствии они долго общались.

Сейчас это произведение искусства находится в зале № 16 Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В залах с № 32 по № 34 размещены самые известные произведения русского художника Михаила Врубеля.

Некоторые из произведений Михаила Врубеля в стиле символического искусства в Третьяковской галерее:

  • «Демон сидящий» — вероятно, самая известная картина Врубеля. На картине изображён Демон. Мощная фигура героя, его руки, сложенные в необычном жесте, написаны так, будто Демону тесно в пределах полотна. Он хочет вырваться оттуда в устремлении к вечной красоте — классическая идея русского символизма. Полотно было написано в 1890 году.
  • Картина «Пан» — очередное осмысление художником сказок и мифов. Врубелевский Пан больше напоминает старика-лесовика или лешего из славянской мифологии, нежели античное божество. Год, когда произведение было написано — 1899.
  • Полотно «Сирень» (написано в 1900 году) — пример символического искусства. Это значит, что на холсте изображён не просто цветущий куст. Он воплощает образ смятённого мира в окружающей его атмосфере неопределённости — сумерках. Кроме сиреневых ветвей, на картине изображена загадочная дриада — дух дерева в античной мифологии.

Все привыкли к таинственным картинам Михаила Врубеля, которые были написаны в стиле символизма на мифологические или сказочные сюжеты. Но у него были и вполне реалистичные работы:

  • «Портрет С. И. Мамонтова» (1897 год) изображает известного русского промышленника и мецената. Савва Мамонтов поддерживал развитие народных русских ремёсел, покровительствовал оперному искусству. Но, как всегда у Врубеля, со временем портрет приобрёл мистический характер. Картина была написана незадолго до того, как Савве Мамонтову предъявили обвинение в растратах. Позже выяснилось, что его обвинили ложно. Но восстановить своё финансовое благополучие Мамонтов уже не смог. Тёмные тона, в которых был написан портрет, зловещее выражение лица героя картины и даже фигурка плакальщицы на заднем фоне — все эти детали интерпретировались как пророчество Врубеля о мрачном будущем Мамонтова.
  • «Испания» (1894 год). На этой картине изображена зарисовка из жизни испанцев.

 

В зале № 26 можно увидеть произведение В. В. Васнецова «Богатыри» (на самом деле она называется именно так).

Художник писал полотно на протяжении двух десятилетий, с 1881 по 1898 год. На нём изображены три богатыря из русских былин — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Несмотря на мифологический сюжет, всё на картине имеет отношение к реальному окружению живописца, которым он вдохновлялся. Для богатырских коней позировали лошади из конюшен имения Абрамцево. Пейзаж на картине вдохновлён видами вокруг этой усадьбы. Образ Алёши Поповича был списан с младшего сына ранее упомянутого мецената Саввы Мамонтова, которому принадлежало Абрамцево.

Самая известная картина Ивана Крамского — «Неизвестная» (1883 год). На холсте изображена дама полусвета. Об этом можно судить по её внешнему виду — самой модной одежде, вызывающему взгляду, самоуверенной осанке и общему слегка демоническому образу. Поэтому полотно вызвало неприятный ажиотаж на выставке передвижников в 1883 году. Картины сочли порочной, и на мероприятие было решено пускать только относительно взрослых посетителей — от 16 лет. Пытаясь выяснить, кто именно изображён на полотне, современники выдвигали разные предположения — то ли это любовница Александра II Е. М. Долгорукова, то ли дочь самого Крамского София, то ли какая-то деревенская девушка Матрёна. Но у художника был единственный ответ: это просто неизвестная.

В Третьяковской галерее можно увидеть портреты знаменитых современников художника:

  • «Портрет писателя Л. Н. Толстого» (1873 год);
  • «Портрет писателя А. С. Грибоедова» (1873 год);
  • «Портрет И. И. Шишкина» (1873 год);
  • «Портрет писателя И. А. Гончарова» (1874 год)
  • «Портрет П. М. Третьякова» (1876 год);
  • «Портрет поэта Н. А. Некрасова» (1877 год);
  • «Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина» (1879 год).

Есть и автопортреты — 1867 и 1874 года.

Произведение «Царевна-лебедь» вы найдёте в зале № 32, посвященное творчеству М. А. Врубеля. Ориентир — огромное панно «Принцесса Грёза».