История создания Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея — один из самых крупных музеев мира. Он включает в себя более 200 000 скульптур и картин. Шедевры Третьяковки отражают национальную историю и культуру, и чтобы внимательно ознакомиться с достоянием, не хватит и дня. Рассказываем, как появилась одна из главных картинных галерей в нашей стране и какие работы в ней представлены сегодня.

История Третьяковской галереи

В 1774 году прадед основателя музея Е. М. Третьяков приехал в Москву со своей семьёй из Калужского наместничества. Из поколения в поколение род Третьяковых занимался продажей хлеба, дров, полотна. 

Основатель музея

В 1832 году родился П. М. Третьяков — меценат и предприниматель, который позже открыл публичную картинную галерею. Собственно, в его честь она и названа. У Павла было девять младших братьев и сестёр, из которых четверо умерли от скарлатины в 1848 году. С того времени родители решили обучать детей дома, поэтому П. М. Третьяков получил домашнее образование, стал помогать отцу в торговле и преуспел в этом деле. 

После смерти главы семейства Павел вместе с братом Сергеем продолжили ремесло отца, а в 1851 году купили здание в Лаврушинском переулке, 10. Оно располагается в Замоскворечье — историческом районе Москвы. Через несколько лет в этом доме Третьяковы основали музей.

Памятник Третьякову перед галереей

Как появилась первая коллекция

В то время среди богатых предпринимателей столицы распространилось меценатство, многие из них становились благотворителями. Не миновала эта участь и Павла Третьякова. Сначала в 1854-1855 годах будущий основатель галереи купил несколько графических листов и холстов художников голландской живописи. В 1856 году он приобрёл ещё две работы русских живописцев — «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и «Искушение» Н. Г. Шильдера. 

За следующее десятилетие П. М. Третьяков добавил в своё собрание картины пейзажистов И. И. Шишкина и М. П. Клодта, реалиста В. Г. Перова, мариниста Л. Ф. Лагорио. Третьяков верил в силу и будущее русского искусства, в отличие от многих современников. Главной целью основателя было создать общественный музей и представить широкой публике полную коллекцию произведений отечественных художников.

Здание Третьяковской галереи

П. М. Третьяков был страстным коллекционером — картин становилось с каждым годом всё больше и домашнее хранилище уже не вмещало все полотна. Тогда к особняку стали пристраивать дополнительные помещения.

  • В 1873 году сделали первую пристройку с южной стороны дома.
  • В 1882 музей расширили за счёт придомовой территории. Тогда открыли шесть новых залов. 
  • В 1885 году добавили ещё одно помещение с тремя залами на верхнем и пятью на нижнем этажах. 
  • В 1892 году пристроили три зала наверху и три внизу.

После смерти П. М. Третьякова управлять галереей стал Совет попечителей. В него вошли дочь основателя музея А. П. Боткина, князь В. М. Голицын, коллекционер И. Е. Цветков, художники В. А. Серов и И. С. Остроухов. 

На заседании в 1900 году решили изменить переднюю часть здания и построить её в русском стиле. В проекте участвовал художник В. М. Васнецов, который нарисовал новый облик музея. Здание строили с 1902 по 1904 годы. Выразительный белокаменный фасад стал лицом Третьяковской галереи. 

1900 год. Проект фасада

Третьяковка в начале XX века

В 1913 году руководителем галереи назначили живописца и искусствоведа И. Э. Грабаря. С тех пор в музее произошло множество изменений. 

  • Образовался новый состав Совета галереи. В него вошли старшая дочь основателя музея В. П. Зилоти, князь С. А. Щербатов, коллекционер А. П. Ланговой, архитектор Р. И. Клейн. 
  • И. Э. Грабарь провёл реформы. Он решил разместить картины каждого художника в отдельном зале и упорядочить коллекцию в хронологической последовательности. Также в музее составили полное описание работ: с каждой картины сняли рамку, обмерили и сфотографировали. 
  • Появилась мастерская для реставрации. В ней при повреждении холста специалисты укрепляют красочный слой, восстанавливают места, где порвалось полотно.
У входа в Третьяковскую галерею. Группа учителей-галичан. 1915 год

Третьяковка в советские годы

В 1918 году Совнарком принял декрет о национализации музея. Тогда же изменили название на Государственную Третьяковскую галерею. Благодаря передаче коллекции в собственность власти, в Третьяковку добавилось много работ из Государственного музейного фонда.

В 1936 году построено ещё одно здание с северной стороны главного корпуса по проекту А. В. Щусева — одного из ключевых советских архитекторов. В корпусе находятся четыре зала на верхнем этаже и четыре на нижнем. 

Во время Великой Отечественной войны выставку перевезли в Новосибирск и Пермь, чтобы экспонаты не пострадали от взрывов. В 1941 году на здание несколько раз падали бомбы. По окончании войны большинство залов музея восстановили и вернули коллекцию обратно. 17 мая 1945 года состоялось открытие Третьяковской галереи для посетителей. Тогда в музее было представлено 2500 работ.

В мае 1956 года исполнилось 100 лет с даты основания музея. На тот момент собрание включало более 35 000 экспонатов. 

Третьяковская галерея в наши дни

Сегодня музеем управляет искусствовед З. И. Трегулова. Перед Третьяковкой стоят следующие задачи:

  • продолжать дело основателя галереи П. М. Третьякова, то есть формировать российскую культуру;
  • сохранять историю;
  • популяризировать искусство. 

Коллекция занимает 62 зала и представляет русское искусство XII-XX веков. Рассказываем об основных залах и экспозициях.

Древнерусское искусство

В 1904 году появилась постоянная выставка иконописи из коллекции основателя Третьяковской галереи. В 1920 годах её дополнили работами из Первого Пролетарского музея и Национального Музейного фонда. В 1930-е в фонд музея поступили экспонаты из государственных реставрационных отделов и храмов. Коллекция пополнилась иконами, скульптурами, новыми картинами и фресками.

В собрание входит более 8000 предметов искусства, и его до сих пор пополняют. Посетители могут увидеть здесь полотна А. Рублёва «Троица», «Распятие» Дионисия, живопись домонгольского периода. 

Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0

Портреты и академические произведения

В XVIII веке возникли новые художественные направления (классицизм, барокко, рококо) и жанры — историческая живопись, пейзаж, портрет. Начинается становление светского (нерелигиозного) типа культуры. 

Среди известных работ этого периода в Третьяковке представлены «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Портрет А. С. Пушкина» О. А. Кипренского, «Явление Христа народу» А. А. Иванова.

Художники-реалисты

Во второй половине XIX века зародилась новая тенденция в искусстве — показывать в произведениях реальную действительность мира. Кроме того, изображение характеров и эмоций людей, быта позволило создать работы, которые отражали состояние человечества той эпохи. 

Вот некоторые значимые картины этого периода: «Сосны, освещённые солнцем» И. И. Шишкина, «Сельский вид» А. К. Саврасова, «Покорение Сибири Ермаком» В. И. Сурикова.

Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0

Эпоха модерна в Российской империи

В конце XIX века появился новый художественный стиль. Модерн отличает символизм, гибкие линии, округлые формы. Важные представители русского модерна — М. И. Врубель и Н. К. Рерих.

В Государственной Третьяковской галерее можно увидеть работы этого периода, например, «Заморские гости», «Ашрам», «Пантелеймон-целитель» Н. К. Рериха и «Демон (сидящий)», «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова», «Пророк», «Царевна-лебедь» М. И. Врубеля. 

Живопись рубежа XIX-XX веков

В этот период общество находилось в ожидании больших перемен в жизни и стране. Создавались творческие союзы, чтобы сформировать новую культуру. Так в 1898 году возникло объединение «Мир искусства», в состав которого входили художники А. Н. Бенуа и К. А. Сомов, художественный деятель С. П. Дягилев, пианист В. Ф. Нувель, литературный критик Д. В. Философов. Союз называется так, потому что основатели считали важной каждую эпоху истории искусства. Тогда художники переосмыслили все стили живописи и стилизовали их в новых работах как отголоски прошлого. 

Посетители Третьяковской галереи могут ознакомиться с произведениями: «Девочка с персиками» В. А. Серова, «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» А. Я. Головина, «Красавица» Б. М. Кустодиева. 

Графика и сокровищница

Участники объединения «Мир искусства» также популяризировали графику. В начале XX века художники использовали все виды этого изобразительного искусства — от наброска до офорта (техники глубокой печати). В залах Третьяковки представлены графические произведения В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. И. Сурикова.

В сокровищнице музея собраны старинные изделия из драгоценных камней и металлов, украшения, иконы, книги. 

Государственная Третьяковская галерея входит в топ-30 самых посещаемых музеев мира и есть в виш-листе каждого путешественника, который приезжает в Москву. Собрание Третьяковки занимает несколько зданий в центре столицы. Музей не только приглашает посетить выставки произведений живописи и скульптуры, но и поучаствовать в других мероприятиях мира искусства. 

Часто задаваемые вопросы

Начало коллекции национального искусства России положил Павел Третьяков из рода Третьяковых — купцов из города Малоярославца, в 1774 году приехавших в Москву. Продолжая дело отца — занимаясь торговлей и сдачей в аренду коммерческой недвижимости в Москве — Павел Третьяков активно участвовал в благотворительности, а также увлекался искусством. В 1856 году он приобрёл в личную коллекцию первые произведения. С этого момента Третьяковская галерея начала свою историю. Собрание Павла Третьякова становилось всё обширнее, и это были картины исключительно живописцев из России. Брат Павла Сергей также имел собственное собрание картин русских художников.

После того как Павел Третьяков в 1891 году передал свою коллекцию произведений искусств авторов из России в дар Москве, городская дума приняла решение дать музею название «Государственная художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Собрание картин Сергея Третьякова тоже было передано городу, поэтому в первоначальном варианте названия галереи есть и его имя.

После установления в России советской власти все галереи и музеи были национализированы. Третьяковская галерея не избежала этого. Обычно после национализации и передаче в ведение Народного комиссариата просвещения музей менял своё название. Если он был назван в честь владельца или основателя, то его имя и фамилия из официального наименования исчезали. Но Третьяковской галерее повезло, и благодарить за это нужно В. И. Ленина. В 1918 году Ленин внёс в название музея поправку, добавив в него слово «имени». Поэтому он продолжил называться практически так же, как и раньше. Или просто — Третьяковская галерея, Третьяковка.

Выставку работ И. К. Айвазовского в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, дом 10) можно увидеть в зале № 19. В собрание музея входят не все произведения искусства, созданные великим маринистом — хотя бы потому, что их свыше шести тысяч. В коллекции Третьяковской галереи находятся картины:

  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»;
  • «Морской берег»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Чёрное море»;
  • «Радуга»

Историческое здание Третьяковской галереи находится в самом центре Москвы, в старинном районе — Замоскворечье,в Лаврушинском переулке, 10. На этой улице располагалась церковь Святого Николая в Толмачах, которая впоследствии стала частью Третьяковской галереи.

Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Это также центральная часть Москвы. Здание стоит на набережной Москвы-реки около внушительного Крымского моста. Напротив располагается главный городской парк — Парк Горького. Отсюда виден Кремль, Храм Христа Спасителя, памятник Петру Первому авторства Зураба Церетели и арт-пространство «Красный Октябрь».