Новая Третьяковка

Новая Третьяковка ― масштабная экспозиция отечественного искусства XX столетия. Здесь представлены произведения известных художников и молодых живописцев. На территории галереи работают творческие мастерские и лекторий, где проводятся увлекательные занятия и лекции.

Постоянная выставка Новой Третьяковки «Искусство XX века» познакомит посетителей музея с самыми яркими национальными произведениями прошлого столетия. Картины, фотографии, инсталляции и даже сконструированный художником летательный аппарат — всё это ждёт на прогулах по экспозиции.

История создания

Изначально на участке, где сейчас стоит Новая Третьяковка, планировали разбить парки и построить помещения для выставок достижений сельского хозяйства. Позднее проект изменили ― на Крымском Валу должны были появиться Дворец искусств, Дом Союзов и даже главное здание Академии наук СССР. Но в 1956 году, в честь 100-летия Третьяковки, было решено построить новое здание галереи. Предполагалось, что туда перевезут все экспонаты. 

В 1959 году московские власти выделили площадь на Крымском Валу под четырёхэтажное здание площадью 12 тыс. м²: в одних помещениях должны были проходить выставки, а в других ― работать Центральный дом художников. 

Строительство Новой Третьяковки началось в 1965 году. Через 12 лет Союз художников СССР получил свои залы, остальные достраивали ещё 20 лет ― первая выставка открылась только в 1986. 

В 90-х годах, когда старое здание Третьяковки было закрыто на обновление, основную коллекцию перенесли в помещения на Крымском Валу. Здесь она оставалась до окончания ремонта.

В 2019 году было объявлено, что в залах Новой Третьяковки пройдёт реконструкция. По официальным данным она продлится до 2027-2028 гг. Часть художественных произведений отправят в хранилища, другую ― в новый филиал галереи, построенный на Кадашёвской набережной в Москве.

Залы Новой Третьяковки

В филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу выставлены работы художников XX века. В залах вы увидите знаменитые произведения: «Чёрный квадрат» (К. Малевич), «Над городом» (М. Шагал), «Опять двойка» (Ф. Решетников). Экскурсоводы рассказывают и о неофициальном искусстве советского времени.

Залы посвящены разным эпохам:

  • в 3-14 ― полотна русского авангарда;
  • в 15-25 ― произведения 20-50-х годов прошлого века;
  • в 16-36 ― картины и скульптуры от хрущёвской оттепели до конца 80-х годов XX века. 

Залы № 31, 32 и 37 отданы под альтернативное искусство. Здесь размещены полотна художников, которые не прошли советскую идеологическую и политическую цензуру, а также фотографии и инсталляции.

Выставки

Коллекция Новой Третьяковки насчитывает несколько тысяч экспонатов. Постоянной экспозиции в Третьяковке сопутствуют временные выставки. Часто они дополняются современными мультимедийными инсталляциями. 

Одно из недавних значимых мероприятий Новой Третьяковки ― выставка картин Михаила Врубеля. В залах представлено более 300 полотен великого художника. 

Главные события последних лет:

  • 2016 ― экспозиция произведений В. Серова из государственных фондов и частных коллекций. Музей работал 15 часов в сутки в течение последних трёх недель. Закрытие мероприятия переносили два раза вплоть до 31 января 2017 года. Увидеть шедевральные полотна смогли почти полмиллиона человек ― абсолютный рекорд выставочного дела.
  • 2017 ― мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения И. Айвазовского, на котором побывали 600 тысяч поклонников творчества художника-мариниста.
  • 2018 ― выставка работ В. Верещагина, собравшая более 500 экспонатов: произведения живописи, оружие, скульптуры, национальная одежда жителей стран Востока.

Об экспозиции

Постоянная выставка «Искусство XX века» расположена на четвёртом этаже музея и поделена на несколько групп залов. В каждой группе — произведения различных периодов и направлений: 

  • залы № 1-14 посвящены русскому авангарду 1910-1920-х;
  • № 15-20, 24, 25 — искусству советской эпохи 1920-1950-х;
  • № 26-30, 33, 35, 36 — искусству советской эпохи 1950-1980-х;
  • № 31, 32, 37 — неофициальному искусству 1950-1990-х.

Во время прогулки по авангардистским залам получится увидеть, например, знаменитую картину Петрова-Водкина «Купание красного коня», «Над городом» Шагала, сразу две версии «Чёрного квадрата» Малевича. А также произведения художественных объединений начала века («Союза молодежи», «Бубнового валета» и других) или даже безмоторный летательный аппарат «Летатлин», сконструированный художником и архитектором Татлиным.

В залах, посвящённых советскому искусству, можно увидеть «Новую Москву» Пименова, «Будущих лётчиков» Дейнеки и другие известные картины.

На выставке неофициального искусства ждут произведения Пригова, Булатова или, например, Франсиско Инфанте-Арана. В залах размещена не только живопись, но ещё и фотографии и современные инсталляции.

Экскурсии

На прогулках по экспозиции в компании опытного гида получится не просто увидеть известные произведения XX века, но и узнать о них всё самое интересное в кратчайшие сроки. Бронировать экскурсию по выставке лучшее заранее на сайте.

Билеты

Билеты приобретают на сайтах или в кассе, где они доступны по остаточному принципу ― если их не раскупили онлайн. Посетителям предлагают единые билеты, дающие право на посещение экспозиции «Искусство XX века» и нескольких выставок. Стоимость зависит от категории граждан:

  • взрослые ― 500 рублей;
  • пенсионеры, учащиеся российских вузов, держатели ISIC-карт ― 300 рублей.

Подробная информация о ценах размещена на сайте галереи. Удобнее всего купить электронный билет. Его не распечатывают ― контролёр на входе проверит информацию считывающим устройством. 

Кроме обычных и электронных билетов, можно приобрести карту лояльности «Друг Третьяковской галереи». Она дает право посещения без билетов и очередей Старой и Новой Третьяковки, Инженерного корпуса и музеев-филиалов, а также гарантирует скидки в музейном магазине. Фото: официальная группа Третьяковской галереи

Для подтверждения льгот при себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на скидку. Допускается возврат билетов, но не позднее чем за сутки до посещения выставки. 

Билеты в Новую Третьяковку можно купить и у партнёров музея. На сайте доступен календарь со свободными датами и сеансами ― выберите удобное время, укажите льготную категорию (если есть) и оформите билет по такой же низкой стоимости, как и в кассе музея. Без утомительных очередей и ожидания вы попадёте в здание на Крымском Валу и насладитесь шедеврами искусства XX века.

Режим работы

Новая Третьяковка в Москве работает по следующему графику:

  • вт, ср, вс ― с 10 до 18;
  • чт, пт, сб ― с 10 до 21;
  • понедельник ― выходной.

Вход и касса закрываются на час раньше.

Отправляясь в Третьяковку, стоит учитывать, что в выходные и праздники, скорее всего, желающих посетить её будет достаточно много

Где находится

НоваяТретьяковка располагается в центре Москвы, в парке «Музеон», по адресу Крымский Вал, 10. 

Как добраться

Доехать до Новой Третьяковки можно на метро (станции «Парк культуры», «Октябрьская»). Недалеко находятся автобусные остановки «ПКиО им. М. Горького» (№ с910 и т10) и «Первый Бабьегородский переулок» (№ М1, н1, т7, т4, 144). 

Если ехать на машине, необходимо с Калужской площади держаться внутренней стороны Садового кольца. Парковка находится рядом с Западным крылом здания. Она рассчитана на 10 машин. Брать талончик не нужно ― на въезде на стоянку есть кнопка вызова сотрудника. Он проверит транспортное средство по реестру и пропустит его. Авто со знаком «Инвалид» можно оставить на городских парковках. Ближайшая стоянка находится на входе в парк «Музеон». 

Станция метро «Октябрьская». Фото: городской исторический фотобанк «Фото Москва»

Заключение

В постоянной экспозиции Новой Третьяковской галереи на Крымском валу можно всего за несколько часов познакомиться с целым веком развития русского искусства. А наряду с выставкой также можно посетить лекторий и творческую мастерскую, где проходят интересные теоретические и практические занятия для гостей музея.

В 2021 году, даже во время пандемии с её ограничениями, музей посетили более 737 тысяч человек ― а это примерно 2500 жителей Москвы и гостей города в день. 

Планировать поход и приобретать билеты лучше заранее ― так получится выбрать удобную дату и время. На посещение Новой Третьяковки в Москве нужно закладывать минимум 2-3 часа, чтобы успеть посмотреть как можно больше. 

Часто задаваемые вопросы

Старинный купеческий род Третьяковых ведёт свою историю из города Малоярославец. Прадед основателя Государственной Третьяковской галереи П. М. Третьякова и его брата С. М. Третьякова переехал оттуда в Москву в 1774 году в поисках новых возможностей для торговли и расширения семейного дела — торговли и промышленности.

Братья Третьяковы, Павел и Сергей, успешно продолжили дело своего отца, деда и прадеда. Они производили изделия из льна на собственной фабрике в Костроме. В Москве у братьев был торговый дом, которым они владели вместе с семейным приказчиком В. Коншиным, магазин текстиля. Они также сдавали в аренду землю для сельского и лесного хозяйства, под строительство, жилую и коммерческую недвижимость.

Помимо промышленности и торговли Третьяковы поддерживали искусство. Всё началось с создания личных коллекций. В 1856 году Павел купил написанную тремя годами ранее работу художника В. Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». С тех пор его собрание постоянно пополнялось новыми картинами исключительно русских художников. Сергей начал коллекционировать картины в 1870-х. В отличие от брата, он собирал и работы зарубежных художников.

Картин в коллекции братьев становилось всё больше, помещений в усадьбе Третьяковых в Лаврушинском переулке для размещения работ стало не хватать. К особняку пристраивались новые корпуса. Впоследствии это здание станет основой для создания Государственной Третьяковской галереи. Для посещения собрание открылось в 1867 году, и с каждым годом галереей интересовалось всё больше жителей Москвы и других городов.

Не всё шло гладко. В галерее участились случаи краж картин, и в 1891 году Павел Третьяков закрыл её, не зная, что делать. В 1892 году он обратился в городскую Думу и предложил передать всё собрание работ русских художников вместе с помещениями галереи в дар Москве. Личную коллекцию брата и его дом он также передал городу: незадолго до этого Сергей Третьяков умер. Дума приняла дар мецената и назвала новоявленный музей Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.

В 1918 году над Третьяковкой нависла угроза национализации, которую никак нельзя было избежать. Все галереи и музеи, переданные в ведение Наркомпроса, обычно меняли своё название. Из него убирали фамилии и имена тех, в честь кого было названо учреждение культуры — создателя или владельца. Но Третьяковской галерее удалось своё название сохранить. Всё благодаря В. И. Ленину — он лично зафиксировал фамилию Третьяковых в наименовании галереи при выпуске декрета о её национализации. Так Третьяковка стала Московской городской художественной галереей имени П. и С. М. Третьяковых. С того времени галерею называли просто Третьяковской или Третьяковкой. Сейчас музей официально называется Государственная Третьяковская галерея.

Постоянные экспозиции русского искусства в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу располагаются на четвёртом этаже. Их можно разделить на несколько частей.

Работы художников, творивших в стиле авангард, выставлены в залах с № 3 по № 14. Самые известные картины здесь:

  • «Над городом» М. З. Шагала;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича.

Официальное советское искусство, которое создавали художники, работавшие в рамках государственных идеологических требований, находятся в залах с № 15 по № 25. Наиболее знаменитые произведения:

  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Утро» Т. Н. Яблонской;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова.

В Новой Третьяковке представлен также советский андеграунд. Это произведения художников, не подходивших под формат официального искусства, следующего государственному диктату. Эти работы, а также современное русское искусство XXI века можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Ф. Инфанте-Арана;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова.

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (в Новой Третьяковке) есть картины, известные на весь мир.

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича. В полном названии картины присутствует слово «супрематический». Казимир Малевич относил своё творчество к такому направлению в искусстве, как супрематизм — причём художник сам его изобрёл. Теоретическим обоснованием нового направления служила идея о квадрате и двух цветах — чёрном и белом. Квадрат на белом фоне не имеет чётких, выверенных под линейку углов, но его в геометрической сути нельзя усомниться.
  • «Над городом» М. З. Шагала. На этой картине, одной из самых известных работ художника, изображены самые милые его сердцу люди и места. Над любимым городом Витебском летит сам Марк Шагал  в обнимку со своей женой Беллой. Интересен подход художника к изображению фигур героев картины. Марк Шагал написан угловато, что отсылает нас к такому направлению в искусстве, как кубизм. Белла, наоборот, написана округлыми мазками, подчёркивающими её женственность. В композиции работы акцент сделан на заборах и домах жителей Витебска.
  • «Москва I» В. В. Кандинского. По-другому картина называется «Москва. Красная площадь». Художник не раз говорил, что именно Москва — тот источник, из которого он черпает силы, чтобы жить и творить. Эта работа — произведение переходного периода: в нём есть черты как предметного, так и абстрактного искусства. Создавая картину, Василий Кандинский хотел передать энергию любимого города, при этом изобразить значимые для него места и главные достопримечательности Москвы.
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки. Так спорт до Александра Дейнеки, вероятно, ещё не изображали. На картине представлен один отдельно взятый момент футбольного матча. Работа вытянута горизонтально, чтобы на холст полностью поместилась массивная фигура вратаря, зависшего над футбольным полем в попытке поймать мяч. Внушительный размер фигуры вратаря подчёркивают две маленькие фигуры других футболистов где-то далеко на фоне.
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова. На картине художника Москва предстаёт действительно новой. Столица сияющая, солнечная, радостная, многолюдная, с актуальной сталинской архитектурой. В автомобиле без крыши едет женщина — воплощение идеи эмансипации гражданки Советского Союза. Для работы «Новая Москва» художнику позировала жена.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова. Картина посвящена школьнику-двоечнику и неодобрительной реакции его семьи. Мать расстроилась, а старшая сестра, прилежная пионерка, очень его осуждает. На холсте также изображён младший брат и собаку, которые не очень понимают суть проблемы и хотят поиграть со школьником. Жанр полотна можно определить как академический бытовой. Изучая эту картину, можно познакомиться с советским бытом начала 1950-х. Художник писал работу полностью с натуры, это касается даже позы, в которой изображена собака. Прототипом для мальчика-двоечника послужила дочь Решетникова.
  • «Утро» Т. Н. Яблонской. Картина была написана через год после смерти И. В. Сталина. Светлый, радостный настрой произведения и само его название отсылают к ослаблению государственных репрессий в 1950-х. Татьяна Яблонская изобразила на полотне свою дочь Елену в их коммунальной квартире в Киеве.