Государственная Третьяковская галерея — одно из крупнейших в мире собраний русского искусства. В её коллекции — 200 000 экспонатов. В основном в музейном комплексе в Лаврушинском переулке собраны живописные, графические, иконописные и скульптурные произведения начиная с эпохи Древней Руси и до начала XX века. Именно здесь находятся главные шедевры, о которых мы думаем сразу же при упоминании Третьяковки. При планировании маршрута по залам галереи посетителям часто сложно определить, что посмотреть в первую очередь, если мало времени. В этом кратком путеводителе представлены самые известные картины Третьяковской галереи, на которые стоит обратить внимание.
- «Всадница», К. Брюллов (Зал №9)
- «Явление Христа народу», А. Иванов (Зал №10)
- «Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)
- «Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)
- «Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)
- «Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)
- «Утро в сосновом лесу», И. Шишкин (Зал №25)
- «Боярыня Морозова», В. Суриков (Зал №28)
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)
- «Демон сидящий», М. Врубель (Зал №32)
- Маршрут на карте
«Всадница», К. Брюллов (Зал №9)
При посещении Третьяковской галереи первым пунктом вашего маршрута может стать «Всадница» Карла Брюллова. Полотно было написано по заказу графини Юлии Самойловой, с которой живописца связывали давние дружеские и романтические отношения. На картине — её воспитанницы Джованнина и Амацилия. Впервые в истории живописи молодая девушка была изображена в стиле парадных портретов военачальников и императоров. До Брюллова никто на такое не осмеливался. Также автор будто бы пренебрегает законами физики. Лошадь, на которой скачет всадница, начинает вставать на дыбы. Лицо и положение тела Джованнины невозмутимы, кудри в её прическе статичны, хотя должны были бы развеваться на ветру. Вероятно, целью художника было передать личные черты всадницы, её гармоничность и спокойствие, а также показать незыблемость красоты в изменчивом мире.
«Явление Христа народу», А. Иванов (Зал №10)
Те, кто не видел эту картину раньше, в первую очередь поражаются её масштабу. Это огромное полотно размером шириной семь с половиной метров и высотой четыре метра сорок сантиметров. Можно часы провести в этом зале Третьяковской галереи, рассматривая мельчайшие детали: лица героев картины, их одеяния, природу вокруг. Не менее важен символический масштаб картины. Александр Иванов писал её 20 лет, создал к ней 600 эскизов. Интересный факт — человека в коричневом одеянии слева от двух всадников в правой части картины живописец писал с Николая Гоголя. В Италии они тесно общались.
«Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)
Константин Флавицкий за это самое известное своё произведение получил звание профессора исторической живописи. Однако княжна предстаёт на картине в не совсем исторически достоверном облике. В бальном платье, полураздетая, с отчаянием и ужасом на лице, явно раскаиваясь в содеянном, Тараканова вжимается в стену темницы, пытаясь спастись от потопа. В реальной жизни кончина Елизаветы — той самой княжны Таракановой — не была настолько трагичной. Она умерла от болезни лёгких, находясь под стражей по повелению Екатерины II за то, что выдавала себя за незаконнорожденную дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовала на российский престол.
«Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)
Следующий шедевр Третьяковской галереи — картина Василия Перова «Охотники на привале». Он создал её в 1870 году, когда постепенно начал отходить от социальной тематики в работах. Художник-передвижник сам был ярым любителем охоты. Поэтому удивляют некоторые несостыковки в изображённых на полотне предметах. Например, лесная птица рябчик никак не могла бы быть поймана вместе с зайцем-русаком, обитающим в полях. Есть мнение, что Перов написал «Охотников» ради забавы зрителя — создал картину-анекдот, спрятав в ней ещё несколько подобных загадок. Среди охотничьего инвентаря — рог, использовавшийся на псовой охоте, но гончих нигде не видать. При этом зайца-русака обычно ловят с собаками. Сапоги одного из охотников на высоких каблуках, такая обувь совершенно не предназначена для походов за дичью.
«Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)
Становление пейзажной школы в России началось с ещё одного передвижника — Алексея Саврасова. Его самое известное полотно «Грачи прилетели» можно увидеть в Третьяковской галерее. На холсте — типичный русский пейзаж: берёзы, деревушка с храмом, начало половодья, тающий снег и прилетевшие птицы, знаменующие начало весны. Зарисовки для картины Алексей Саврасов делал близ Костромы в селе Молитвино. Пётр Третьяков купил «Грачей» ещё до того, как картина впервые была представлена на выставке. Впоследствии это вызвало недовольство императрицы Марии Александровны — ей пришлось довольствоваться только копией.
«Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)
Удивление ждёт посетителя Третьяковской галереи сразу же: попытка найти картину Ивана Крамского «Незнакомка» не увенчается успехом. Всё потому, что правильное название — «Неизвестная». Полотно шокировало общественность на XI выставке передвижников, поскольку изображённая на картине дама явно принадлежала к полусвету. Она одета роскошно, по последней моде, выглядит самоуверенной, вызывающей и в чём-то даже демонической. Из-за «красоты порока» на посещение выставки был установлен возрастной ценз 16+. О «Неизвестной» «Незнакомке» всегда говорили в связи с литературой и поэзией. «Незнакомкой» считали то Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, то толстовскую Анну Каренину. А уж какое число изданий иллюстрировало этой картиной стихотворение Блока «Незнакомка», и сосчитать сложно. Современники Ивана Крамского думали, что это дочь художника София, любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова или даже некая крестьянка Матрёна. Но сам живописец всегда отвечал: «На картине — неизвестная».
«Утро в сосновом лесу», И. Шишкин (Зал №25)
В Третьяковской галерее нет картины Ивана Шишкина «Три медведя» — правильно она называется «Утро в сосновом лесу». Медвежат и медведицу Ивану Шишкину помог написать художник Константин Савицкий. Лес был от начала до конца написан гением пейзажа Иваном Шишкиным. Работа создавалась по заказу Павла Третьякова. Поэтому когда привезли холст, к которому приложил руку не только знаменитый Шишкин, но и гораздо менее известный Савицкий, коллекционер был рассержен. В результате он стёр подпись Константина Савицкого и выставил «Утро в сосновом лесу» в галерее.
«Боярыня Морозова», В. Суриков (Зал №28)
Василий Суриков — ещё один художник-передвижник в маршруте по основным шедеврам Третьяковской галереи. Замысел картины Боярыня Морозова пришёл к нему, когда он однажды увидел чёрную ворону, распростёртую на белом снегу с отставленным крылом. Этот символ передан в композиции: на холсте мы видим боярыню Феодосию Морозову в чёрных монашеских одеяниях, которую по белому снегу увозят в заключение за противоборство церковной реформе. Эта картина — портрет московских сословий той поры. Типажи для прорисовки второстепенных персонажей Василий Суриков искал по всей Москве и её окрестностям три года.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)
К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.
«Демон сидящий», М. Врубель (Зал №32)
Это полотно Михаила Врубеля называют первым в жанре русского символизма. Картина выполнена не кистями, а мастихином — тонкой пластиной из металла. Благодаря резким мазкам создаётся характер Демона: хотя он сидит неподвижно, весь его дух его находится в метаниях и вот-вот готов вырваться наружу. «Демоническая» тема у Врубеля продолжилась картинами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Маршрут на карте
Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.
Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.