Знаменитые иконы Третьяковской галереи

Зал Древнерусской живописи Третьяковской галереи — настоящая гордость музея. Здесь собраны выдающиеся иконы различных школ. Коллекция пополнялась даже в годы богоборчества и воинствующего атеизма молодой советской власти. Собрание древнерусской живописи Третьяковки ведёт свою историю с 1890 года, когда Павел Третьяков приобрёл для галереи иконы из собрания букиниста и антиквара Ивана Силина. В дальнейшем коллекция постоянно расширялась, благодаря чему в Третьяковской галерее можно увидеть иконы новгородской и московской школ, а также иконы строгановских писем (созданных в мастерских богатого рода помещиков и промышленников Строгановых).

История иконописи

Иконопись на Руси впервые появляется в X веке, когда к византийским артелям, занимавшимся созданием фресок, поступают в подмастерья русские художники. Уже в XII-XIII столетиях в таких городах, как Владимир, Суздаль, Киев, Псков, Новгород формируется собственная иконописная школа. Творчество в основном было «соборным», «артельным» — над одной иконой трудились несколько человек, у каждого была чётко определённая задача. В XV веке русская иконопись переживает расцвет, когда творят великие мастера Андрей Рублёв и Дионисий. Иконы этого периода отличает органичный симбиоз византийской традиции и собственной специфики. Особенно этим славилась московская школа. В XVI-XVII веках иконописи оказывает мощную поддержку государство: в этот период было создано столько икон, как никогда раньше. У царя Алексея Михайловича насчитывалось 10 000 икон, а в отдельно взятом храме количество икон могло доходить до 3000.

Знаменитые иконы Третьяковки

В богатой коллекции древнерусского иконописного искусства Третьяковской галереи есть несколько самых известных икон, которые обязательно нужно посмотреть.

«Спас Нерукотворный. Прославление Креста»

Эта двусторонняя икона была написана во второй половине XII столетия. Её передали в Третьяковскую галерею из Государственного исторического музея в 1930 году. В основе иконографии «Спаса Нерукотворного» лежит легенда о царе Авгаре, который тяжело заболел и думал, что только образ Спасителя может вылечить его. Умывшись, Иисус приложил к лицу плат, на котором остался отпечаток его лика. Плат доставили к Авгарю, он исцелился и принял христианство. Лик Спаса написан строго и сдержанно, он практически идеально симметричен. Колорит оттенков также сдержан. Совсем иначе, гораздо более экспрессивно, выглядит вторая сторона иконы — «Прославление Креста». В центре композиции — крест с венцом на вершине, стоящий на Голгофе. Архангелы Гавриил и Михаил держат орудия Страстей Христовых — копьё с губку с желчью. На небесах изображены серафимы, херувимы, Солнце и Луна. Фигуры выглядят хрупкими, как бы в движении, в полёте.

«Святая Троица», Андрей Рублёв

Икона была создана в период с 1422 по 1427 годы. В Третьяковскую галерею она попала в 1929 году из Историко-художественного Антирелигиозного Сергиевского музея. Это одна из самых знаменитых православных икон не только в России, но и в мире. Ни одно фото не способно передать особое очарование этой удивительной и необычной иконы. Изображённая на ней Троица — ветхозаветная: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух представлены в виде трёх ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Смысловой центр иконы — жертвенная чаша на столе, на которую смотрят ангелы. Также обозначено место, где происходит действие: гора, дуб и палаты Авраама.

«Святитель Николай Чудотворец с избранными святыми»

Написанная на рубеже XII-XIII веков, икона поступила в Третьяковскую галерею из Государственного исторического музея в 1930 году. Тип изображения особо почитаемого на Руси святого — Николая Чудотворца — здесь традиционен. Фигура Святителя, одетого в одежды епископа, предстаёт перед нами по пояс. Николай держит закрытое Евангелие в одной руке, а другой делает благословляющий жест. На своеобразной окантовке иконы изображены святые: страстотерпцы Борис и Глеб, целители и мученики Флор и Лавр, мученицы Параскева, Фотиния, Евфимия и Евдокия. Обращает на себя внимание то, как написан лик Николая Чудотворца. С одной стороны, это иконопись, типичная для святого — строгое и аскетичное лицо, с впалыми щеками, большими глазами, скорбными морщинами, сжатыми губами. С другой стороны, образу присуща стилизация. Длинный нос, изгиб бровей, постановка глаз придают Святителю черты философа-интеллектуала.

«Архангел Михаил, попирающий диавола», Симон Ушаков

Работа была написана иконописцем в 1674 году. В Третьяковскую галерею её передала Московская закупочная комиссия в 1940 году. Симон Ушаков — один из известнейших русских иконописцев, автор первого в России портрета: он изобразил царя Алексея Михайловича. Эта икона является его эталонным произведением, наиболее ярко характеризующим его иконопись. На ней Архангел Михаил с объятым огнём мечом смотрит на попранных им врагов у его ног — дьявола и нескольких бесов. Слева внизу иконы написана фигура юноши в простых одеждах и со сложенными в молитве руками. Считается, что он представляет собой обобщённый образ спасённого благодарного человечества.

«Великомученик Димитрий Солунский на престоле»

Икона предположительно была создана в конце XII или начале XIII века. В 1930 году она поступила в Третьяковку из районного краеведческого музея подмосковного города Дмитрова. Димитрий Солунский — воин-мученик, и то, что он изображён на троне, — очень редкий случай в древнерусской и византийской иконописи. Князь Всеволод III Большое Гнездо считал великомученика своим небесным патроном, поэтому по его заказу он был изображён в царственном образе. В результате нескольких церковных реставраций иконопись претерпела изменения. Это касается и изображения самого Димитрия, и трона, и драпировок.

«Успение Богоматери»

Икона начала XIII века попала в коллекцию Третьяковской галереи в 1934 году из Центральных государственных реставрационных мастерских. Произведение относится к так называемой облачной иконографии — развёрнутой, с множеством  фигур и событий, изображённых рядом. Помимо Богоматери, усопшей и лежащей на погребальном ложе, мы видим Иисуса Христа с младенцем на руках — душой Богородицы, а также апостолов, святителей и ангелов. Внешняя экспрессия в изображении практически отсутствует, но нет и излишней печали. Несмотря на скорбные лики, святые и ангелы не горюют, а спокойно, торжественно и светло прощаются с Богородицей, зная, что ей предстоит вознестись на небеса.

«Богоматерь Великая Панагия»

Икона была написана в первой четверти XIII столетия, учёные склонны считать датой её создания 1224 год. По-другому она называется «Богоматерь Воплощение». В 1919 году её обнаружили в Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре. В Третьяковскую галерею она поступила в 1930 году из Центральных реставрационных мастерских. Этот памятник иконографии отличается монументальностью и вместе с тем утончённостью и образностью формы. 

«Великая Панагия» — один из эпитетов Богоматери. Он означает блюдо, куда кладут хлеб, которое используется в таинстве Евхаристии (Причастия). Согласно этому образу, блюдо, как и Богородица, являются вместилищами Христа. На иконе Мария изображена с воздетыми к небу руками. Руки Младенца распростёрты, а пальцы сложены в благословляющем жесте. Одеяния Богоматери богато украшены. Расположение полотнищ ткани и их складки отсылают к распространённому образу Покрова Пресвятой Богородицы.

Древнерусские иконы Третьяковской галереи — то, с чего правильнее всего начинать осмотр экспозиции музея. Основатель галереи Павел Третьяков хотел на примере коллекции экспонатов показать развитие русского искусства от старины до наших дней. Именно с написания икон ведёт своё начало художественное искусство России.