Третьяковская галерея хранит уникальное собрание произведений искусства — от древнерусских икон до картин художников-авангардистов. Это привлекает жителей и гостей столицы, которые хотят приобщиться к прекрасному и вживую увидеть шедевры живописи, скульптуры, графики. Рассказываем, где находятся корпусы музейного комплекса и как до них добраться пешком, на метро и наземном транспорте.
- Где расположены все здания и музеи Третьяковки
- Главное здание
- Новая Третьяковка
- Инженерный корпус
- Культурный центр в Толмачах
- Дом-музей В. М. Васнецова
- Музей-квартира А. М. Васнецова
- Музей-мастерская А. С. Голубкиной
- Музей П. Д. Корина
- Как добраться до Третьяковки
- Как добраться до Новой Третьяковки
- Часто задаваемые вопросы
Где расположены все здания и музеи Третьяковки
Музейный комплекс включает восемь зданий. Основная экспозиция располагается в главном историческом здании и Новой Третьяковке на Крымском Валу. На сайте галереи есть онлайн-карта филиалов с адресами, расписанием и контактной информацией.
Главное здание
Лаврушинский переулок, 10
В главном корпусе Третьяковки представлены полотна русских иконописцев и художников XII — начала XX века. На двух этажах расположились 62 выставочных зала и 7 тематических разделов. Всего коллекция насчитывает более 1300 работ: произведения древнерусских мастеров, реалистов и передвижников, изделия из драгоценных металлов и камней.
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10
В Новой Третьяковке экспонируют картины XX века — шедевры русского авангарда, официального советского искусства и андеграунда. Здесь вы увидите работы Марка Шагала, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Федора Решетникова. В здании регулярно организуют временные экспозиции и выставляют юбилейные коллекции, посвящённые отдельным художникам и направлениям в искусстве.
Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12
Ранее здесь располагались инженерно-технические службы, которые обеспечивали работу музея. Сейчас в здании проводят лекции, кинопоказы, научные симпозиумы и пресс-конференции, а также временные выставки.
Культурный центр в Толмачах
Малый Толмачёвский переулок, дом 6, стр. 1
Корпус находится недалеко от уникального Храма-музея Святителя Николая, в котором хранится более 150 экспонатов галереи. «Сердце» собрания — Владимирская икона Божией Матери. В музее часто проводят лекции, выставки, мастер-классы. Часть жилого дома и конюшенного двора реставрировали по сохранившимся документам, чтобы не нарушить их исторический облик и стилистику конца XIX века.
Дом-музей В. М. Васнецова
Переулок Васнецова, 13
Здание построили в 1894 году по авторскому проекту самого художника. Экстерьер выдержан в неорусском стиле. Он гармонично сочетает древнерусские традиции, элементы модерна и северного зодчества. За необычный внешний вид москвичи ласково прозвали дом «теремком». Оригинальный интерьер остаётся частью экспозиции: гостиная напоминает боярскую комнату, столовая — крестьянское жилище, а подсобные комнаты — избу. Главные экспонаты музея — работы Виктора Васнецова, его вещи и биографические материалы.
Музей-квартира А. М. Васнецова
Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21-22
Пейзажист Аполлинарий Васнецов проживал здесь 30 лет, работая над картинами и научными докладами. Всё, что окружало его в быту, теперь стало частью экспозиции: мольберты, этюдники, краски и кисти, мебель, книги. В квартире сохранилась атмосфера начала ХХ века. Посетители могут ощутить дух того времени, узнать о жизни и встречах московской творческой интеллигенции. К слову, в гостях у А. Васнецова часто бывали знаменитые артисты, музыканты и писатели. Например, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин.
Музей-мастерская А. С. Голубкиной
Большой Левшинский переулок, 12
Одноэтажный особняк второй половины XIX века находится недалеко от Садового кольца, считается объектом культурного наследия России. Его особенность — проект, который был создан специально под творческие мастерские. Рабочее место, инструменты и личные вещи скульптора Анны Голубкиной, 2000 произведений пластики, графики и живописи — составляющие коллекции музея.
Здание закрыто для реконструкции до 2024 года.
Музей П. Д. Корина
Малая Пироговская улица, 16, стр. 5
Это дом-мастерская художника-реставратора Павла Дмитриевича Корина, здесь он жил с 1934 по 1967 годы. Внутри сохранилась обстановка тех лет: гравюры XVII-XIX веков, итальянская мозаика, мебель и люстры работы русских и европейских мастеров XVIII-XIX веков. Отдельного внимания заслуживают картины и этюды М. Нестерова и самого Корина. В коллекцию музея входят произведения древнерусского искусства, а также дневники, записки, документы и фотографии художника.
Здание временно закрыто на реконструкцию.
Как добраться до Третьяковки
На метро. Ближайшая станция — «Третьяковская». Доехать до неё можно по жёлтой и оранжевой линии метро. Ещё один вариант — сесть на зелёную ветку и выйти на «Новокузнецкой». Далее пройти пешком через Ордынский тупик и Лаврентьевский переулок. Путь займёт около 5 минут.
На общественном транспорте. К галерее едут несколько автобусов: М6 и Т8 — остановка «Большая Якиманка» и М5 — остановка «Метро Третьяковская».
Пешком. Находясь в центре города, вы можете прогуляться до Третьяковки и познакомиться с другими достопримечательностями столицы. От Красной площади до Главного корпуса Третьяковки расстояние всего 2 км. Пройдите через Большой Каменный мост, Репинский сквер и Третьяковский причал.
На автомобиле. К Третьяковке ведёт Театральный проезд и ул. Моховая. Пересеките Новую и Старую площади, направляйтесь на Варварку, затем езжайте прямо по Большой Ордынке через Большой Москворецкий мост и поверните в Лаврушинский переулок.
Другой путь — по Садовому кольцу. Возьмите направление от Зацепского к Крымскому Валу, перед Крымским мостом сверните налево.
Если вы находитесь за Садовым кольцом, езжайте по ул. Коровий Вал через пл. Калужская и ул. Житная, затем поверните направо и езжайте до Третьяковки по Крымскому Валу.
Ближайшая бюджетная парковка располагается в Малом Толмачёвском переулке. Стоимость — 150 руб./час.
Оформить онлайн-билет на посещение Третьяковки без очереди можно и на партнёрском сайте. Выберите удобное время и день для визита в календаре на сайте. Стоимость билета такая же, как в кассе галереи: взрослый 500 рублей, детский 250, льготный 300. Электронный билет даёт право на посещение всех 62 залов в здании в Лаврушинском переулке.
Как добраться до Новой Третьяковки
Первая станция метро — «Октябрьская». К ней ведут кольцевая и оранжевая линии. До галереи придётся пройти пешком по Крымскому Валу. Это займёт не более 10 минут. По красной ветке можно доехать до станции «Парк Культуры», затем прогуляться через Крымский мост до Третьяковки.
Ближайшая автомобильная парковка — у Крымского Вала.
Часто задаваемые вопросы
Импрессионисты в Третьяковской галерее: в каких залах находятся?
Русские импрессионисты широкой аудитории известны меньше, чем французские. Но в действительности на рубеже XIX и XX столетий очень многие русские живописцы находились под влиянием этого нового течения в искусстве. Среди них есть художники, широко известные и любимые всей страной. Картины русских импрессионистов можно увидеть как в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, так и в Новой Третьяковке.
- К. А. Коровин начал писать импрессионистические полотна совершенно интуитивно, когда ещё ничего не слышал о французских импрессионистах. Пример такой работы — «Портрет хористки». С работами Коровина можно ознакомиться в зале № 43 (Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке). Среди них — картины «Северная идиллия», «Последний снег».
- В. А. Серов. Живописец придерживался традиций импрессионизма как в художественном исполнении, так и в идейном. Каждое его полотно — это отражение состояния души автора, того впечатления, которое сложилось у него. Картины Валентина Серова находятся в залах № 41 и № 42 исторического здания Третьяковской галереи. Например, «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем…», «Летом. Портрет Ольги Серовой».
- Создатель супрематизма К. С. Малевич экспериментировал с постимпрессионизмом, близкому к фовизму, и чистым импрессионизмом. Свою творческую деятельность он начал с произведений в этом стиле. В новой Третьяковской галерее (залы с № 3 по № 14) можно увидеть работы Малевича. Например — постимпрессионистический автопортрет «Нагло и пристально».
- Работы В. В. Кандинского можно посмотреть там же, в новой Третьяковской галерее, в залах, посвящённых русскому авангарду — с № 3 по № 14. Мастер и идеолог абстрактной живописи начинал как импрессионист. Его картина «Одесский порт» 1898 года — яркий тому пример. В 1908 и 1909 годах художник писал этюды в стиле импрессионизма во время жизни в Германии, в Альпах. К таким работам относятся картины «Мурнау», «Дамы в кринолинах».
Третьяковская галерея: с чего начать посещение?
Официально заявляется, что экспозиция русского искусства в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке организована с соблюдением хронологии. Однако почему осмотр начинается с произведений XVIII века (залы с № 1 по № 7), а не с иконописи Древней Руси (залы с № 56 по № 62)? Почему древнерусское искусство его завершает? Если это кажется нелогичным, то можно начать экскурсию по Третьяковской галерее с иконописи — всё равно вы будете находиться на первом этаже. А уже затем подняться на второй и погрузиться в искусство XVIII столетия и далее.
Посещение новой Третьяковской галереи на Крымском Валу лучше всего начинать с осмотра работ советских и современных художников в рамках постоянной экспозиции на четвёртом этаже. Уже потом можно пройтись по третьему, второму и первому этажам. Там проходят временные выставки и различные мероприятия — от лекций до фестивалей. Если у вас будет свободное время и желание, а в кассе галереи — билеты, можно посетить и их.
Какие картины И. Е. Шишкина есть в Третьяковской галерее?
Именно в пейзажах Ивана Шишкина реализм достиг своих высот. В историческом здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, дом 10) в зале № 25 представлены многие из его самых известных полотен:
- «Утро в сосновом лесу». Знаменитый шишкинский хвойный лес, на фоне которого ученик Шишкина К. А. Савицкий изобразил медвежье семейство, является таким же полноправным героем картины, как и сами медведи.
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Здесь, как и на большинстве лесных пейзажей Шишкина, лес является главным действующим лицом природного спектакля, изображённого на холсте. При этом все элементы картины прописаны максимально реалистично. Художник предпочитал следовать фотографической точности при написании природы.
- «Рожь». Хотя перед нами на холсте поле ржи, любимый Шишкиным лес здесь тоже есть, в виде мощных сосен.