Введение
Третьяковскую галерею посещают, чтобы увидеть одну из самых обширных коллекций работ русских мастеров. В ней вся история России, выраженная в искусстве — от Древней Руси до XX века. Здание Третьяковской галереи является таким же отражением истории страны, как и её экспонаты. В XX веке она стойко перенесла все бури этого непростого столетия. О том, что пришлось перенести историческому зданию Государственной Третьяковской галереи в Москве — ниже.
История Третьяковской галереи начинается с 1851 года, когда купеческая семья Третьяковых приобрела здание в переулке Лаврушинском. Однако годом её основания принято считать 1856: тогда молодой П. М. Третьяков приобрёл первые картины в свою коллекцию. Ими стали «Искушение» (Н. Г. Шильдер) и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (В. Г. Худяков). С увеличением числа картин в собрании к старому особняку пристраивались новые корпуса для того, чтобы хранить и экспонировать там предметы искусства. Так дом в Лаврушинском переулке постепенно превратился в настоящую галерею. В 1892 году, за шесть лет до своей смерти, П. М. Третьяков передал своё собрание экспонатов в дар городу Москве вместе со зданием. Через год прошло официальное открытие Третьяковской галереи для посещения жителями и гостями Москвы.
Фасад М. В. Васнецова
В 1902 году началось возведение фасада в русском стиле. Работу над эскизами рисунков для украшения главного входа поручили В. М. Васнецову, одному из основоположников этого течения в искусстве России рубежа XIX-XX веков. Сам фасад разработал архитектор В. Н. Башкиров. Строительство продолжалось два года. Снаружи вход в основной корпус представляет собой фронтон из окрашенного кирпича с декоративными элементами в русском народном стиле — фризами, сделанными из керамики, и орнаментом, выложенным из кирпича. Фасад Васнецова, превосходный образец неорусского стиля, стал настоящей эмблемой Третьяковской галереи.
Во время Великой Отечественной войны
В 1918 году музей был национализирован и получил название Государственной Третьяковской галереи, которое и носит по сей день. В первые годы советской власти её коллекция значительно расширилась благодаря государственной поддержке. Места в имевшихся зданиях катастрофически не хватало: картины было негде выставлять, целые залы пришлось отдать под хранение. Поэтому в 1927 году новый директор Третьяковки архитектор А. В. Щусев с помощью пристройки присоединил к галерее здание в соседнем Малом Толмачёвском переулке. Там расположилась администрация музея, библиотека, научный отдел, а также архивы и хранилище графики. А. В. Щусев сделал многое для модернизации Третьяковки: провёл электричество, наладил отопление и вентиляцию. В 1936 году по проекту архитектора был с нуля построен двухэтажный «щусевский корпус», органично вписавшийся в архитектурный стиль главного здания Третьяковки. Но планы по дальнейшему развитию музея нарушила война.
Эвакуация галереи из Москвы началась сразу же после начала Великой Отечественной войны. Первый эшелон с главными экспонатами ушёл в Новосибирск в середине июля 1941 года. Там, в недостроенном Оперном театре, был организован филиал Государственной Третьяковской галереи с самыми ценными полотнами.
Тем временем в Москве ужесточались бомбардировки. В августе на главное здание в Лаврушинском переулке упали две бомбы, а в ноябре — ещё одна, частично разрушив основной корпус. Были выведены из строя системы вентиляции и отопления, обрушилась часть перекрытий между этажами и стеклянный потолок, пострадал музейный гараж и дом, где жили сотрудники Третьяковки. В середине августа и в ноябре из музея вывезли вторую и третью очередь произведений. Обошлось не без происшествий: вторая очередь экспонатов отправлялась на барже из Москвы в Пермь и оказалась под огнём с воздуха. К счастью, повреждения получила только крыша судна.
В 1942 году строения в Лаврушинском переулке начали понемногу восстанавливать. На это ушло около двух лет. Уже в 1944 году экспонаты начали возвращаться в музей из эвакуации, а 17 мая 1945 года в торжественной обстановке Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта в Москве.
Реконструкция и расширение галереи в Лаврушинском переулке
1956 год ознаменовал столетие Третьяковской галереи. К этой годовщине власти Москвы решили приурочить реконструкцию зала художника А. А. Иванова. Под самую большую в Третьяковке картину «Явление Христа народу» (размером пять с половиной на семь с половиной метров) ещё в 1937 году было выделено отдельное помещение. Теперь площадь зала увеличили дополнительно.
Количество экспонатов в музее в середине 50-х превысило 35 000 и увеличивалось с каждым годом. Ближе к 80-м стало ясно, что Третьяковской галерее вновь нужна реконструкция и расширение. В 1980 году директором назначили Ю. К. Королёва. Спустя три года он приступил к работам, которые длились больше 10 лет.
К архитектурному комплексу в 1985 году присоединился Депозитарий — отдельное здание, где хранились и реставрировались предметы искусства. В 1986 году реконструкция началась в главном здании. Над проектом работали три архитектора — Г. В. Астафьев, И. М. Виноградский и Б. А. Климов. Основной идеей было сохранить первоначальный стиль и исторический облик Третьяковской галереи и при этом переоборудовать его технически.
В этот период в архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи наконец вошёл музей-храм Святителя Николая в Толмачах, построенный из камня в 1697 году. Первые сведения о деревянной церкви на этом месте датируются ещё 1625 годом. При П. М. Третьякове храм Святителя Николая был домовой церковью галереи. Однако в 1929 году распоряжением новых советских властей из храма сделали склад для нужд Третьяковской галереи. Так продлилось вплоть до 90-х. С 1993 года храм действующий и сейчас вновь имеет статус домовой церкви музея. Здесь хранится одна из величайших православных святынь — Владимирская икона Божией Матери.
В 1989 году также в Лаврушинском переулке неподалёку от главного здания был построен совершенно новый корпус — Инженерный. Он получил такое название, потому что там разместились различные технические службы, обеспечивающие жизнь Третьяковской галереи. В этом корпусе проходят конференции, симпозиумы и другие научные мероприятия, а также выставки.
Отдельно необходимо отметить: в поисках современного русского искусства нужно отправляться в другой район Москвы, а именно — на Крымский вал. Здесь расположена Новая Третьяковка. В 1964 году утвердили проект строительства Государственной картинной галереи СССР. Здание нового музея было построено в 1983 году. По своей архитектуре оно значительно отличается от Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и выглядит совсем иначе, без малейшего намёка на традиционные русские мотивы. Его стиль — советский модернизм. Когда в 1986 году Государственная картинная галерея СССР объединилась с Третьяковской галереей, в здании на Крымском валу прошли первые выставки.
Заключение
Третьяковская галерея для русского искусства — больше чем просто музей. В ней отражается история страны, в особенности сложный период XX столетия. И по сей день нарядный фасад Васнецова встречает посетителей музейного комплекса в Лаврушинском переулке так же, как это было в начале прошлого века. А гиды готовы рассказать о богатой истории здания Третьяковки и о том, какие испытания ему пришлось испытать вместе со страной.