Самой большой картиной в Третьяковской галерее является монументальное полотно художника А. А. Иванова «Явление Христа народу». Автор писал её 20 лет — с 1837 по 1857 годы, поэтому произведение можно назвать главным трудом жизни живописца. Причём до самого конца он её так и не дописал. В Санкт-Петербург из Италии «Явление Христа народу» отправляется незаконченным, а потом, в 1858 году, Александр Андреевич умирает. Однако если не знать о том, что шедевр не дописан, никогда этого не скажешь.
Картина Третьяковской галереи по-настоящему огромна. Её ширина — 5 метров 40 сантиметров, а высота — 4 метра 70 сантиметров. Общая площадь — 40,5 м2. Она занимает отдельный зал Третьяковки под № 10. В этом зале галереи также есть большое количество этюдов и эскизов к полотну.
Как создавалась картина
Ещё в молодости Иванов поставил перед собой творческую цель: создать произведение, в котором он мог бы показать историческую значимость появления христианства для человечества. Долгие годы в различных галереях он изучал работы великих мастеров прошлого на религиозную тематику. Отправившись в заграничную командировку в Италию, он, по сути, работал только над одним этим полотном, создав к нему порядка 600 эскизов. Часть из них можно увидеть в галерее.
Художник стремился к максимально возможной исторической точности, но, к сожалению, в Палестину поехать не смог. Поэтому по всей Италии он искал места, похожие на неё. Таковым стал городок Субиако близ Рима благодаря своим каменистым горам, покрытым зеленью, напоминавшим Ближний Восток. В поисках типажей для героев картины Александр Иванов проводил часы в еврейском квартале итальянской столицы, делая зарисовки сцен и лиц, увиденных в синагогах. Летом живописец отправлялся к морю, где наблюдал за купанием еврейских купцов на местных пляжах. Эти сюжеты он также использовал в крупнейшей картине Третьяковки.
В поисках своих героев Иванов объездил большое количество итальянских городов, в том числе Пизу, Перуджу, Синигалию, Ливорно. Прежде всего его интересовали живые лица, поэтому к помощи профессиональных натурщиков он прибегал очень редко. Художественная манера художника состояла в том, что он изначально не знал, каким будет «Явление Христа народу». Это касалось и самой идеи картины, и её художественного воплощения. Чем дольше Александр Иванов над ней работал, тем больше задумки менялись. Поэтому для него до самого конца произведение было незаконченным.
В Италии художник пробыл 28 лет, 20 из которых были посвящены самой большой картине Третьяковской галереи. Несмотря на то, что полотно для автора ещё не было закончено, нужно было возвращаться. Путь был непростым. Уже немолодой художник по пути в Санкт-Петербург заболел и остался в Германии, в то время как «Явление Христа народу» отправилось дальше. По прибытии его сразу же выставили сначала в Зимнем дворце, а потом — в Академии художеств. Картину приняли холодно, и это стало большим ударом для Иванова. Он вернулся в Россию, но его здоровье сильно пошатнулось. В июле 1858 года он умер. История гласит, что через несколько часов после его смерти стало известно, что полотно приобрёл император и приставил Иванова к награде.
Описание картины
Крупнейшее полотно Третьяковки объединяет в себе несколько библейских сюжетов. Прежде всего, это крещение народа в Иордане, которое совершал Иоанн Креститель. Здесь мы знакомимся с будущими апостолами — учениками Христа, противостоящими ими фарисеями и саддукеями, и, наконец, видим Мессию, являющемуся всей этой разномастной массе людей как бы в загадочной дымке.
Сюжет и композиция
Действие самой большой картины в Третьяковской галерее происходит на берегу реки Иордан. На переднем плане располагается пёстрая толпа людей, собравшихся на крещение, под предводительством Иоанна Крестителя. Здесь собрались самые разные представители простого народа, а также ученики Христа. Если присмотреться внимательно, за деревьями можно увидеть множество людей, возможно, идущих навстречу Иисусу. На заднем плане — фарисеи и саддукеи, правящий слой иудейского общества, священнослужители и законники, которые явно не одобряют всё происходящее, рассматривая действия Крестителя как ересь. Присутствуют в толпе позади книжников и фарисеев и два римских кавалериста, чьё внимание привлекло не крещение у Иордана, а фигура в синих и красных одеждах, приближающаяся из-за линии горизонта к столпившимся у реки людям. Это и есть ожидаемый Мессия.
Действующие лица
Главное действующее лицо самой большой картины Третьяковской галереи — конечно, Христос. В процессе создания полотна Иванов сделал около 300 эскизов. Художник долго искал размер фигуры, а также выражение лица Мессии. Ему позировали как суровые мужчины, так и женщины. В результате образ Христа получился максимально гармоничным, напоминающим иконописные изображения и религиозную живопись мастеров Ренессанса.
Важнейшее место занимает группа учеников Иисуса под предводительством Иоанна Крестителя. Именно он указывает на идущего Христа, привлекая внимание всех собравшихся. Выражение лица каждого из апостолов сугубо индивидуально — от горячечной порывистости Петра до обращённого внутрь себя взгляда Иакова.
Из простых граждан привлекают внимание две фигуры — юноши и мужчины, так называемых «дрожащих». Они только что вышли из реки и испытывают холод, чем обуславливается их дрожь. Однако есть другое толкование: это дрожь от осознания явления Мессии. В две другие фигуры старика и юноши вложен смысл, что Христос несёт своё учение людям всем возрастов.
Есть в самой большой картине в Третьяковской галерее и свои сюрпризы. Черноволосый смуглый мужчина с усами и бородкой в коричневых одеждах, стоящий слева в группе фарисеев, списан с писателя Николая Гоголя, с которым художник много общался во время его пребывания в Италии. Александр Иванов изобразил на картине и себя самого. Мужчина в шляпе и с бородой, скрытый в тени от фигуры Иоанна Крестителя, — это автопортрет художника.
Эскизы и этюды
В Третьяковке в зале № 10 помимо самой картины находятся три эскиза. Один из них — так называемый «Эскиз в Венецианских красках», выполненный в 1839 году. Предположительно он был создан после поездки автора в Венецию. Ещё один эскиз в галерее носит имя «Строгановский», так как ранее он находился в собрании графа Строганова. Это очень ранний эскиз, сделанный в первой половине 1830-х. В 1877 году в коллекцию Третьяковской галереи сам Павел Третьяков приобрёл отдельный эскиз левой части картины. Он был написан во второй половине 30-х годов XIX века.
Самая большая картина в Третьяковской галерее, «Явление Христа народу» Александра Иванова, являлась предметом споров как во время её написания, так и после. И по сей день искусствоведы обсуждают её достоинства и недостатки, размышляют над глобальным посылом, вложенным в неё живописцем. Но однозначно то, что в Третьяковке это одна из картин, перед которой можно провести в галерее не час и не два, рассматривая все её детали.