Третьяковская галерея в Москве является одним из наиболее крупных собраний произведений искусства русских художников в стране. Её исторический корпус находится в Лаврушинском переулке. Там можно увидеть шедевры русских мастеров — художников, иконописцев, скульпторов — с XII века и до начала XX столетия. Всего это около 200 тысяч экспонатов.
История создания галереи неотъемлемо связана с братьями Третьяковыми, меценатами из старинной династии купцов. Чтобы понять, почему братья из семьи промышленников и торговцев, далёких от искусства, стали меценатами, стоит познакомиться с их биографией.
Детство братьев
Старинная купеческая династия Третьяковых ведёт свой род из Малоярославца — древнего города в Калужской губернии, основанного в XIII столетии. Обычно малоярославецкие купцы, достигнув успеха на малой родине, отправлялись в крупные города России, чтобы приумножить доход и развить своё дело. Так в 1774 году поступил глава семьи, дедушка братьев Третьяковых — Захар Елисеевич, купец третьей гильдии. Он с семьёй перебрался в Москву и приобрёл жильё в купеческом Замоскворечье в 1-ом Голутвинском переулке.
По меркам Москвы Третьяковы не были богачами. Купцы третьей гильдии в основном занимались ремесленным делом и мелкой торговлей. На московский рынок Третьяковы вышли с продажей текстиля.
Михаил Захарович, отец братьев Третьяковых, продолжил дело семьи. В его владении находились пять лавок и две фабрики. Особенно хорошо дела пошли, когда он женился на Александре Даниловне Борисовой, наследнице успешного коммерсанта. У них в браке родилось девять детей (четверо, к несчастью, умерли от скарлатины в 1848-м). Самыми известными стали двое старших сыновей — первенец Павел, родившийся в 1832-м, и второй ребёнок — Сергей (родился в 1834-м).
Отец с ранних лет готовил Павла и Сергея к управлению семейным делом. Дети изнутри наблюдали, как была организована торговля в лавках и производство на фабриках. А ещё — сами работали: и зазывали клиентов, и развозили товар, и самостоятельно вели бухучёт.
Когда в 1850-м отец братьев Третьяковых скончался, Павлу было всего 17, поэтому по последней воле Михаила Захаровича управлением мануфактурами и магазинами занялась Александра Даниловна. Вскоре, однако, она полностью передала бразды правления сыновьям. Братья быстро вывели дело династии на новый уровень — вскоре Сергей и Павел Третьяковы стали полноценными промышленниками. В 1866-м в Костроме они открыли свою льняную мануфактуру.
Зарождение любви к искусству
Если взглянуть на биографию меценатов Сергея и Павла Третьяковых, можно понять, что их любовь к искусству началась ещё в детстве. Отец уделял большое внимание образованию своих детей, тщательно подбирал преподавателей и лично наблюдал за занятиями. Он даже сам издал сборник лучших изречений знаменитых писателей о нравственности. Главными адресатами были, прежде всего, его же собственные наследники. Таким образом, братья Третьяковы с малых лет получали хорошее образование, в которое входило знакомство с литературой, культурой и искусством. При этом мальчики были постоянно заняты на мануфактурах и в магазинах вместе с отцом.
Поворотным моментом стал 1852-й, когда старший брат Третьяков впервые побывал в Эрмитаже и в прочих петербургских музеях. Согласно сведениям из его биографии, произведения искусства подействовали на его душу так же сильно, как церковные богослужения. Искусство захватило Павла.
Строительство здания
В 1851-м, когда в особняке Третьяковых в Голутвинском переулке перестали помещаться все члены семьи и потребовалось расширяться, было куплено здание в Лаврушинском переулке, где сейчас находится исторический корпус Третьяковки. Здесь располагался храм Святого Николая в Толмачах. Впоследствии он тоже стал частью галереи.
С течением времени картин в коллекции становилось всё больше. В 1872-м к юго-западной части усадьбы купцов Третьяковых братья решили пристроить нежилой корпус исключительно для хранения и экспонирования картин. Впоследствии его много раз перестраивали и достраивали, пока особняк в Лаврушинском переулке не стал полноценным музеем, прославившимся на весь город, а вскоре — и на всю страну. Работы выполнял А. С. Каминский, зять Сергея Третьякова, ставший семейным архитектором династии.
Как собирали коллекцию
История Третьяковки берёт начало в 1851-м — с покупки здания в Лаврушинском переулке. Но годом, когда галерея была основана, всё-таки считается 1856-й. В то время в личном собрании Павла появились первые полотна — «Искушение» (автор Н. Г. Шильдер) и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (художник В. Г. Худяков). Не обладая достаточным опытом и навыками искусствоведа, Павел боялся ошибиться и приобрести подделку. Поэтому он всегда предпочитал покупать картины лично у мастеров.
За понравившейся ему работой Павел Третьяков был готов охотиться продолжительное время, при этом не теряя купеческой жилки и не переплачивая. Известно, что оне мог договориться о покупке «Княжны Таракановой» с её автором К. Д. Флавицким вплоть до самой смерти художника! Переговоры продолжились с братом живописца, и тот предлагал ещё менее выгодные условия. Но спустя несколько лет Павлу всё же удалось приобрести ценное полотно по приемлемой цене.
Своей страстью к живописи Павел заразил и Сергея — правда, тому больше нравились зарубежные художники. В 1880-х он задался целью собрать произведения из всех известных живописных школ. При этом, в отличие от брата, он не любил демонстрировать свои приобретения и относился к ним менее ревностно. Сергей часто перепродавал или обменивал полотна. Павел же никогда не расставался с добытым шедевром.
Как создавались некоторые портреты
Иногда Павел Третьяков не просто покупал полотна, а инициировал их создание. Начиная с 1869-го он заинтересовался приобретением портретов знаменитых деятелей России. Причём если портрета интересующей его персоны ещё не существовало, Павел Третьяков начинал лично сводить художников и знаменитых людей. Так появились портреты Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Н. Майкова.
Портреты некоторых деятелей искусства были созданы благодаря семейным связям Третьяковых. Павел был большим поклонником творчества П. И. Чайковского и, конечно же, был не прочь заполучить в собрание портрет композитора. Мечта осуществилась после того, как Павел Третьяков и Пётр Чайковский породнились. За брата Чайковского вышла замуж племянница Третьякова. На правах родственника меценат попросил композитора позировать живописцу В. Е. Маковскому для портрета в коллекцию галереи. К сожалению, полотно впоследствии было утеряно.
Иногда Павлу Третьякову приходилось прибегать к помощи художников, чтобы уговорить позировать некоторых строптивых моделей. Так было с портретом писателя Л. Н. Толстого, который написал И. Н. Крамской. Толстой наотрез отказывался позировать, ссылаясь на занятость (и вообще — ему не хотелось). Помогли только личные увещевания Ивана Крамского. В результате портрет так понравился писателю, что он попросил копию и для себя.
Благотворительные проекты
Третьяковы поддерживали не только российское искусство. Павел постоянно жертвовал суммы нуждающимся. В основном он делал пожертвования анонимно, но также являлся попечителем организации, помогавшей детям с нарушением слуха и речи, помогал экспедициям и исследованиям в южных морях, которыми занимался Н. Н. Миклухо-Маклай. При этом Павел жил очень скромно, не любил тратиться на роскошную одежду или богатые ужины.
Второй брат, Сергей, активно участвовал в московской жизни и делах городского купечества. Он был избран старшиной над всеми купцами Москвы, а ещё работал в благотворительном комитете. Эта организация помогала славянским народам и православным общинам на Балканах, которые тогда находились под турецким владычеством. Они спонсировали их переезд на территорию Российской империи, содействовали строительству храмов и образовательных учреждений. Дважды Сергея выбирали на должность в Московской думе. Работая там гласным, Сергей с особым вниманием относился к финансированию сферы образования, руководил сбором помощи военным на полях битв в войне между Россией и Османской империей.
Коллекция после смерти братьев
В 1892-м, за несколько лет до смерти, Павел передал в дар городу своё собрание картин и здание со всеми корпусами, в которых хранились и экспонировались полотна. Своё завещание он составил ещё в 1860-м, и уже тогда там было сказано, что его личное собрание картин должно быть полезно всем горожанам и гостям Москвы. Произведения из собрания Сергея также отдали городу. Он умер раньше, чем старший брат. В завещании он повелел отдать личное собрание брату. В 1893-м галерею торжественно открыли для всех желающих под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
В 1918 году Третьяковку наравне с остальными музеями страны ожидала национализация. Обычно организациям, попавшие под крыло Наркомпроса, давали новые названия, убирая имена и фамилии прежних владельцев или тех, в честь кого назвали учреждение культуры. Третьяковке повезло: В. И. Ленин лично сохранил фамилию братьев в официальном названии учреждения. Так Третьяковская галерея начала называться Московской городской художественной галереей имени П. и С. М. Третьяковых. В наше время официальное название музея — Государственная Третьяковская галерея.
Потомки Третьяковых
Потомки меценатов братьев Третьяковых были гораздо менее знамениты, чем их родители. По-настоящему прославился только сын Сергея — Николай Третьяков. Он унаследовал любовь отца и дяди к искусству и стал талантливым художником, в 1888-м даже удостоился награды столичной Академии художеств. И сегодня в Третьяковской галерее можно увидеть многие его работы.
Сын Николая Сергей стал известным предпринимателем, занимался политикой, но и про дело дедушки не забывал: входил в попечительский совет галереи. Спустя некоторое время после установления советской власти Сергей, ранее горячо поддерживавший дело большевиков, в политике разочаровался и уехал во Францию. Там он работал в литературном журнале «Иллюстрированная Россия».
У Павла Третьякова было шестеро детей — два сына и четыре дочери. Все они были рождены в браке с Верой Николаевной Мамонтовой, на которой он женился довольно поздно — в 33 года. Михаил, четвёртый ребёнок Третьяковых, родился больным — страдал серьёзным психическим недугом. Ивану, шестому сыну и любимцу семьи, не было и 10 лет, когда он умер от тяжёлой болезни. Две этих трагедии надолго погрузили Павла Третьякова в меланхолию, и только появление внуков развеяло его тоску.
Заключение
Братья Третьяковы, Павел и Сергей создали один из самых знаменитых музеев России. Будучи прежде всего купцами, промышленниками, они проявили себя как выдающиеся меценаты, поддерживая российское и зарубежное искусство. Благотворительные проекты братьев были связаны не только на с искусством: меценаты поддерживали бедных и страждущих, принимали участие в жизни города. А после их смерти уникальная коллекция произведений искусства сформировала одну из самых масштабных коллекций картин русских художников в нашей стране — Третьяковскую галерею.